Закончилось не только лето, на исходе и последний осенний месяц — время, не самое любимое мотоциклистами. Однако количество тех, кто сезон не закрывает, закрывает очень поздно или пересаживается на не менее экстремальную технику — кроссачи, хард-эндуро, квадроциклы (а снежной зимой — на снегоходы), становится все больше. Поэтому сегодня мы поговорим о товарах, которые позволяют мотоциклистам значительно расширить (а некоторым, самым смелым, даже уничтожить) временные рамки мотоциклетного сезона. Речь пойдет о термобелье и других мототоварах для холодной поры года.
Традиционный комплект белья, предназначаемый для защиты мотоциклиста от переохлаждения, включает, как правило, следующие предметы: топ (сорочка), брюки, носки, воротник, подшлемник (балаклава), подперчаточники, наколенники. Но есть и другие товары, помогающие пережить холодные времена — ручки руля с подогревом, специальные муфты, надеваемые на руль, пояса, жилетки с электрообогревом и так далее. Эта статья не ставит целью сравнить характеристики термобелья и других товаров разных производителей — у нас в этом сезоне не было возможности успеть провести такое сравнение. Мы просто предоставляем краткий обзор производителей доступного в Киеве термобелья и других товаров, и надеемся что, эта информация будет полезна тем мотоциклистам, что не хотят ставить свои байки на прикол.
На практике все оказалось не совсем так, как представлялось вначале. Многие из известных компаний, занимающихся продажей экипировки и мототехники, отвечали двояко.
Либо: "Было в продаже, но сейчас нет — все разобрали!", или:
"Термобелье почти не пользуется спросом, поэтому мы его даже не заказываем".
Да, безусловно, потребность в термобелье для мотоциклистов все еще мала, по сравнению с обычной экипировкой. Причина этого очевидна: многие после первых холодных деньков ставят мотоцикл на консервацию, и ждут весны, считая, что утепляться им ни к чему. Однако любители ездить только в теплую погоду не осознают двух вещей: во-первых, защищать свое здоровье следует и в начале сезона, а не только в конце или зимой, а во-вторых, какие возможности они упускают! Это не только практические причины, вроде сохранения летнего уровня мобильности и возможности легкой парковки, которая и в холодное время года в городах остается затрудненной. В хороший ясный зимний день, если дорога сухая и чистая, ощущение от езды на мотоцикле становится совершенно особенным. Конечно, дождь, снег и гололед способны изгадить поездку и для самых стойких фанатиков зимней езды. Но если дело только в холоде — с этим можно и побороться. И опять же, не забывайте о возможности "оторваться" на бездорожье! Итак, возвращаемся к сути вопроса. Тело. Защита мотоциклиста от охлаждения — не единственная функция термобелья. Бельевые материалы соприкасаются непосредственно с поверхностью тела, поэтому функция этого слоя одежды весьма многогранна. Белье защищает тело мотоциклиста как от охлаждения, так и от загрязнения. Оно впитывает влагу, жир, и слущившийся эпителий, помогая, таким образом, коже дышать. За день с поверхности кожи выделяется до 40 г кожного жира, от 40 до 800 г пота в час (в зависимости от метеорологических условий и интенсивности физической деятельности). Для того, чтобы бельевые ткани обеспечивали очистительную функцию, они должны быть гигроскопичными. В целях сохранения теплозащитной способности, они не должны препятствовать выделению и испарению пота, а также прилипать к коже во влажном состоянии. Для сохранения теплозащитных свойств влага, впитываемая бельем, должна легко удаляться во внешнюю среду. При этом свойства белья зависят не только от соотношения гидрофильных и гидрофобных волокон, но и от их объемности и ворсистости. Ворсистые материалы, за счет удержания прилегающего к коже слоя воздуха, будут обладать большими теплозащитными свойствами и способствовать более длительному сохранению ощущения "сухой" кожи при повышенном потоотделении.
Необходимо отметить, что производители термобелья в большинстве случаев не разделяют потребителей своей продукции на разные виды спорта. Многие указывают, что белье может использоваться лыжниками, сноубордистами, велосипедистами, мотоциклистами, и представителями других видов спорта (Helly Hansen). Другие же целенаправленно ограничивают использование белья несколькими видами спорта (Sidi: велосипедный и мотоциклетный спорт), или прямо указывают свою целевую аудиторию, например: белье и одежда для лыжного спорта (компания Colmar, Glissade), что, впрочем не препятствует использованию белья этого производителя мотоциклистами. И, наконец, такие компании как Knox, Hein Gerike и Spidi производят экипировку исключительно для мотоциклистов. Различные производители используют различные материалы и различные технологии изготовления термобелья. Многие зимние подшлемники и виндстопперы (манишки, закрывающие грудь) изготавливаются с использованием технологии Gore-Tex.
Мембрана "Гортекс" (Gore-Tex) — это очень тонкая фторопластовая пленка (придуманную на фирме DuPont), особенность которой состоит в том, что она имеет огромное количество отверстий на единицу площади. Эти отверстия отличаются очень маленьким размером, поэтому молекулы воды (в виде пара) сквозь них проходят, а вот капли (за счет того, что они больше молекул во много раз), не проходят. Мало того, эти отверстия настолько малы, что они не забиваются грязью. Об этой технологии даже шутят: "от времени и грязи свойства мембраны не меняются".
Одежда/Мотоцикл. Если вы предполагаете, что кроме холода, на вас могут негативно воздействовать еще и осадки, то вам не обойтись без "дождевика". Нет, это не гриб, хотя, возможно, надев сей защитный предмет экипировки на себя, вы в какой-то степени приобретете с ним сходство. Дождевики бывают раздельными (куртка/штаны) и цельными (комбинезон). Выполнены они из специальных тканей, не пропускающей воду и защищающей от ветра. Наиболее дешевые из них не "дышат", создавая внутри себя "парниковый эффект". Часто они также не предназначены для минусовых температур (ткань на морозе "дубеет" и лопается). Более дорогие варианты имеют мембрану Gore-Tex (см. справку) и некоторые из них могут эксплуатироваться при околонулевых и даже минусовых температурах.
Перчатки тоже могут быть зимними. Чаще всего они тканевые (водо и ветрозащищенные), с внутренней утепляющей подкладкой, но могут быть и кожаными либо комбинированными. Недостаток один: в силу большей своей толщины, они несколько ухудшают подвижность пальцев.
Если вы не хотите терять чувствительности своих пальцев на органах управления, вам просто необходимы подогреваемые рукоятки руля и утеплительные муфты. Первые имеют прослойку из спирали нихромовой проволоки, подключенной через одно/двух/трехступенчатый регулятор силы тока (читай — температуры) к бортовой электросети. Вторые представляют из себя меховые насадки, покрытые водо/ветрозащищающей тканью, которые надеваются на концы руля и закрывают запястья рук и органы управления, там расположенные. Этот "девайс" широко ипользуется мотоциклистами Европы, у нас удалось обнаружить его в продаже только в одном мотосалоне. Помните: подбирать термобелье надо так, чтобы оно плотно прилегало к телу! Не забывайте и о правильном уходе за термобельем: термобелье следует стирать в теплой воде при температуре не выше +40 оС мылом или специальным средством для стирки, не используя моющие и отбеливающие вещества, содержащие хлор, вручную или в стиральной машине в "бережном" режиме с добавлением ополаскивателя с антистатиком. Отжимать не рекомендуется, надо дать воде стечь и сушить его без применения нагревательных приборов. Категорически запрещается кипятить, гладить, сушить в сушильной машине, на батарее или над огнем — материал, нагретый до температуры более +60оС, необратимо теряет свои свойства. Ну и, понятно, химчистка термобелья тоже не предусмотрена.
Для изготовления сорочек компания KNOX объединила хлопковые и полиэстерные нити. Хлопок, безусловно, прекрасный материал, но он, впитывая пот, становится влажным, холодным и неприятным. Полиэстер же сам по себе прилипает к телу и со временем начинает издавать неприятный запах. А вот если их соединить (где доля хлопка — 97%) на основе разработанной технологии, то будет достигнут эффект испарения, когда молекулы воды через капилляры материала выходят наружу и затем не могут вернуться обратно. При изготовлении балаклав, некоторых видов воротников, носков и наколенников используется технология гидрофильной мембраны, которая означает практическое отсутствие в материале отверстий и, соответственно, полную защиту от ветра. А влага выводится наружу с помощью химической пропитки. Специальные носки для "оффроуда" обеспечивают максимальное поглощение влаги, и производятся из акрила, хлопка и полиамида в соотношении 40%, 40% и 20%, соответственно.
Компания GLISSADE — это французская марка горнолыжной одежды. Позиционируется, как универсальная технологичная горнолыжная одежда средней и ниже средней ценовой категории. Со всеми вытекающими: предназначена для активных занятий спортом, то есть, хорошо отводит влагу и, в меньшей степени греет.
Термобелье компании SPIDI представлено тремя основными линиями Dryarn, Shoeller Comfortemp и Airstop.
Dryarn производится из полипропилена и лайкры, поэтому белье легкое и эластичное, оно эффективно вытесняет пот, оставляя тело сухим и теплым. Shoeller Comfortemp — это белье для экстремально низких температур. Термоткань с изменяющимися фазами теплоотдачи накапливает и испускает тепловую энергию и, кроме того, содержит мембрану, защищающую от ветра и, в то же время, позволяет влаге испарятся. Линия термобелья Airstop, помимо своего прямого предназначения — стабилизации температуры и вывода влаги наружу, обеспечивает прямо таки королевский комфорт для мотоциклиста: все сгибающиеся и растягивающиеся области выделены и изготовлены из ткани другого качества, облегчающей это самое сгибание и растягивание. Интересны разработки норвежской компании HELLY HANSEN. Трехслойный материал изготовлен из синтетических материалов, пропитанных антимикробным раствором, устраняющим запах. Производители утверждают, что белье можно использовать несколько дней подряд. Первый слой термобелья — HH Cool, обеспечивает выделение влаги с помощью двухкомпонентной вязки, а структура нитей и специальное свободное плетение позволяют воздуху вентилировать этот слой. Следующий слой, HH Dry, служит для ускоренного выделения влаги во время интенсивного потоотделения. Третий слой, HH Warm, по структуре и составу имитирует шерсть полярных медведей и обеспечивает защиту от низких температур и интенсивно выводит влагу наружу. Более того, снаружи этого третьего слоя находится супертонкий слой натуральной шерсти, добавляющий тепло.
Компания COLMAR производит одежду и термобелье для горнолыжников, и делает это с 20-х годов прошлого века. Последняя разработка компании — термобелье из "интеллектуальных тканей" (smart fabrics), которая аккумулирует тепло выделяемое телом, а затем отдает его, когда требуется.
Компания SIDI из всего многообразия термобелья выпускает только носки, используя технологию Coolmax.
(Coolmax — полиэстеровое волокно особой конструкции, также разработанное фирмой DuPont, с четырехжильной нитью, обепечивающее растяжение внешней поверхности. Эта уникальная структура впитывает влагу, выделяемую телом и сразу переносит ее на наружную поверхность ткани, где она тут же испаряется).