''Если я умею ездить на мотоцикле, то прохватить на квадроцикле (ATV) проще простого'' — скажите вы. Раньше я тоже так думал. Но после того, как мне удалось побывать в Великобритании на курсах по подготовке инструкторов для обучения безопасному вождению ATV, я могу смело утверждать: ''Не все так просто''.
ASI (Институт по безопасному вождению ATV) был создан в 1983 году производителями ATV. Только в США (на которые приходится львиная доля мировых продаж ''квадриков'') с 1998 года в авариях, связанных с ATV, погибло около 2000 человек, в том числе и детей. Еще тысячи получили многочисленные травмы. Основной целью создания этой организации является снижение количества аварий при передвижении на ATV.
Европейское отделение института (EASI) находится в Великобритании. Тренировочная база расположена в 60 км к югу от Лондона в живописном районе West Sussex. Весь комплекс состоит из: основного здания для проведения теоретических занятий, гаража для хранения и обслуживания ATV, и нескольких гектаров полей, засеянных вечнозеленой травой для практических уроков.
Наша группа состояла из пяти человек (Я из Санкт–Петербурга, 2 человека — Испания, 1- Чехия, 1 — Голландия). Все претенденты на получение лицензии инструктора прибыли от своего регионального дистрибьютора Yamaha. Продолжительность курса - 5 дней (теоретические и практические занятия). По окончанию курса сдается теоретический экзамен (тест из 50-ти вопросов), практический (ездовые навыки) и проверка на способность обучать желающих приобщиться к миру ATV. Весь курс, естественно, на английском языке.
Нашим шеф-инструктором был чемпион Великобритании по гонкам на ATV. Первый день — теоретическая часть занятий. Обсуждались вопросы, связанные с эксплуатацией ATV. Сейчас во всем мире актуален вопрос по поводу разрешения эксплуатации ATV на дорогах общего пользования. Это влечет за собой регистрацию ATV в гос. органах и получение лицензии на управление. В Украине пока что этот вопрос остается открытым. У нас мотовездеходы не подлежат регистрации, но эксплуатация их на дорогах общего пользования запрещена. Соответственно, и не нужны права на управление. Хотя были единичные случаи регистрации квадриков, с последующим получением номера и техпаспорта. Но в связи с техническими особенностями ATV при езде по асфальту у него ухудшается управляемость, что может повлечь за собой аварию. 65 % травм при эксплуатации мотовездеходов были получены из-за отсутствия специальной экипировки и неправильного давления в шинах. Правильная экипировка при эксплуатации утилитарного ATV состоит из шлема, очков, перчаток, куртки, штанов и ботов. Если вы собрались погонять на спортивном квадрике, то, ко всему вышеперечисленному, следует добавить защиту грудной клетки, спины, плечей, локтей и колен. Естественно, вся экипировка должна быть хорошего качества и подходить вам по размеру. Правильное давление в шинах, как правило, указано на самом квадроцикле, либо в инструкции по эксплуатации.
Рекомендуемый возраст, с которого следует садиться на ATV, зависит от объема двигателя, что составляет:
6 лет и более — до 70 см. куб.
12 лет и более — от 70 до 90 см. куб.
16 лет и более — от 90 см. куб.
Последующие три дня мы провели за рулем ATV. Все получили в свое распоряжение утилитарные Yamaha YFM 350 FWAN Bruin, с объемом двигателя 350 см. куб., 24 л. с., автоматической коробкой передач и возможностью подключения полного привода. Всю экипировку брал с собой, иначе о покатушках не могло быть и речи.
Практическая часть занятий состояла из 16 уроков, где мы оттачивали свое мастерство, выполняя различные задания в виде преодоления препятствий, правильного прохождения поворотов с использованием газа и правильным распределением своего веса. До этого момента все эти упражнения казались мне сущим пустяком. Но поверьте, правильно выполнить определенное задание не так-то просто. Нужно не забывать смотреть в нужном направлении, прижимать колени к баку, не отрывать ступни от ''ножек'', свешиваться и поддерживать ровный темп движения. При всем при этом вы должны помнить траекторию, по которой нужно выполнить упражнение. Плюс ко всему этому, за курсантами постоянно наблюдает инструктор и выставляет оценки за каждое задание. Сложнее всего проходить правые повороты. Так как правая ручка руля прижимается к корпусу, работать газом становится не совсем удобно. Основная проблема при управлении квадроциклом — это его постоянное желание оторвать два колеса во время поворота. Вот почему необходимо правильно свешиваться во время прохождения поворота. Иначе можно запросто перевернуться со всеми вытекающими последствиями.
Из всех вопросов в тесте самым забавным был вопрос: ''Как найти место, где можно покататься на ATV?''. Сначала я его не понял. Как оказалось, что бы где-то в Европе покататься на “квадрике”, необходимо связаться с местными клубами и там получить информацию о доступных местах и маршрутах, так как там практически вся земля находится в частной собственности. И если вы случайно заедете на чью-то ферму и начнете нарезать там круги, вас могут очень серьезно наказать. К счастью, нам это пока не грозит. Все-таки хорошо, что ''Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…''.
Курс закончен. Все экзамены сданы. Нас поздравили с получением лицензии инструктора. Теперь пора возвращаться на родину. Может, кому-то это все покажется скучным и неинтересным (особенно бывалым ''ATV-шникам''), но почему же так много людей погибает и получает травмы? А, может быть, стоит вернуться к истокам, и еще раз, но, уже правильно найдя и исправив свои ошибки, усвоить простые правила, которые помогут сохранить здоровье, а, может быть, и жизнь всем нам. И вы еще долгое время сможете получать удовольствие от покатушек на ATV и прочей мототехнике.