Сегодня в мире осталось только четыре массовых производителя традиционных снегоходов — это Arctic Cat, Bombardier, Polaris и Yamaha. Остальные либо выпускают снегоходы малыми партиями, либо только оригинальные модели, которые трудно использовать ежедневно.Что же новенького в этом году предлагает этот квартет производителей? Начнем по алфавиту, основное внимание уделим моторам для снегоходов.
Ни для кого не секрет, что такой уважаемый производитель, как “Arctic Cat”, ставит моторы “Suzuki”. В принципе, в этом году использовать моторные суперновинки он не планирует, разве что появившийся в новом сезоне “Crossfire” (он же “Hybrid”) будет оснащаться двухтактными моторами, которые ранее появились на гоночных моделях серии “Firecat”. Прежний четырехтактный 660- кубовый мотор мощностью 53 л.с. будет устанавливаться на обновленную модель легкого туристического класса “Panther”, а модификация того же мотора, осна- щенного турбонагнетателем, который позволил повысить мощность до 110 л.с., с этого года появится на одной из самых популярных моделей —“Bearcat WT”.
Канадский монстр “развлечений на природе” “Bombardier” в лице “Ski-Doo” и “Lynx” предлагает своим поклонникам новые двухтактные моторы с системой впрыска SDI с разным рабочим объемом и огромные четырехтактные моторы с рабочим объемом 1300 см3 и большим крутящим моментом. Новый четырех- тактник создан на базе хорошо заре- комендовавшего себя литрового дви- гателя, который ранее устанавливался на снегоходы серии “Yeti”. Любопытно, что в производственной программе “Ski- Doo” появились бюджетные снегоходы, такие как “Freestyle” и “Tundra” (серия “Skandic”), которые оборудуются 300- кубовыми двухтактными моторами, способными выдерживать большие нагрузки.
Polaris, известный в России как производитель снегоходов очень высокого качества, порадует новой моди- фикацией моторов, созданных на базе CFI (Cleanfire Injection), развившихся из хорошо известных моторов “Liberty”. С этого года двухтактные моторы с рабочим объемом 700 и 900 см3 будут иметь сразу две форсунки в одной камере сгорания. Режим их работы следующий: при малых и средних оборотах функционирует одна, главная, форсунка, при увеличении оборотов от средних до максимальных будет подключаться вторая, “ведомая”, форсунка. Это, по мнению разработчиков, поможет не только стабилизировать работу мотора, увеличить мощность и крутящий момент, но также снизить общий расход и понизить в выхлопе содержание СО. Интересен также 600-кубовый мотор “H.O.” мощностью 120 л.с., который сегодня является одним из самых легких среди аналогов с подобными мощностью и рабочим объемом.
В производственной программе компании появятся легкие двухцилиндро- вые 750-кубовые четырехтактные моторы серии “FST” с турбонагнетателем мощностью 135 л.с. Для сравнения, тот же мотор серии “FS” без турбины имеет мощность 80 л.с. “Polaris” не то чтобы пошел по стопам альянса “Arctic Cat” и “Suzuki”, однако идеологические анало- гии просматриваются — даже прибавка мощности от применения турбонагне- тателя в процентном соотношении при- мерно такая же.
Компания “Yamaha” продолжает развивать и совершенствовать серию “Genesis”. Этими моторами нынче с успехом оборудуют новые снегоходы с широкой гусеницей модели “VK Professional”, которая сегодня выпускается параллельно с прежним “Viking VK 540 III” третьего поколения. Моторы серии “Genesis” —четырехтактные и ведут свою родословную от знаменитых мотоциклетных аналогов, которыми были оснащены ставшие уже культовыми модели “R-1”.
Самый современный мотор “Yamaha”, который устанавливается на снегоходы, — это прямой потомок четырехцилин- дрового мотоциклетного “Genesis 150”, — он имеет 150 л.с. и отменную тягу. Выхлопные трубы у всех “правильных“ “Yamaha”, как и положено, с мотоциклетным выходом сзади.
Подведем краткий итог. Все производители снегоходов вовсю развивают тему четырехтактных моторов, видимо, с оглядкой на ожесточенную борьбу эко- логов за чистоту окружающей среды и уменьшение расхода топлива. Однако не забывают и двухтактные, которые совершенствуются не меньше четы- рехтактных, но остаются только на машинах разряда
спортивных, гоночных, утилитарных и легких. Остаются, так как спрос на них все еще велик, причем не только в тех странах, где действуют жесткие нормы по выхлопу и расходу топлива и где буйствуют “зеленые”.